Overblog
Edit post Follow this blog Administration + Create my blog

Баба-Яга во множественном числе

March 23 2014, 07:00am

Опубликовано 11 марта 2014 года
Французская версия здесь

Чем ближе 8 марта, тем чаще Интернет говорит о женщинах, и мой блог в этом смысле не оригинален. Зато очень даже оригинальны женщины, о которых пойдет речь: все они – колдуньи. Точнее – бабки-ёжки.
Большие и маленькие, веселые и романтичные, эти дамы занимают одну квартиру на всех. Все потому, что ее хозяйка Наджеда, возможно, самая большая в мире поклонница Бабы-Яги, хотя как математик могла бы относиться скептически ко всем «фольклорным элементам». Но сердцу не прикажешь.
Вернее, сердцам: младший сын Надежды Артем и его супруга Алина увлечение Бабой-Ягой разделяют полностью. Когда мы встретились, они втроем устроили мне настоящую экскурсию по своему сказочному «общежитию».

Наталия, с чего все началось? Наталия: Прародительница нашей коллекции приехала из Чехии – ее привез мой старший сын в 2000 году. Вторая дама, которую я приобрела, была из Наро-Фоминска – и после этого пошло-поехало. Мы с мужем много путешествовали, и отовсюду привозили бабок-ёжек. Есть из Тобольска – мой муж был там в командировке, и ему вырезали Бабу-Ягу из кости мамонта. Есть с кристаллом Сваровски, есть сделанная по эскизу художника, у которого не было ни рук, ни ног – он рисовал держа карандаш в зубах.

Есть серия из бронзы, серия из стекла. Есть даже эротические бабки-ёжки из Италии. Есть Баба-Яга из лыка, из тыквы, из ваты, из кожи, из позвонка медведя, янтаря, из всего из чего, только возможно сделать. Есть бабы-ёжки музыкальные, танцующие, поющие. Есть даже шестипалая...

 

Алина:Одну мы нашли в отеле на Кубе – она висела под телевизором. Нам не хотели ее продавать, но мы упросили, сказали: «Пожалуйста, она такая одинокая у вас, а мы ее возьмем в компанию!»

Артем: А один раз я купил бабок-ёжек у охранника детского сада. Сначала думал, что он их своровал, но он сказал, что ему приносят со всего района.

Сколько стоит Баба-Яга у охранника?
Артем: Ну, рублей 50–60...


Вверху: две дамы советского периода

Внизу: серебряный доллар островов Кука, надпись:
Mystical creatures.The witch flying in her mortar

Baba Yaga 06  

Какая Баба-Яга в коллекции самая старая?
Наталия:
Самых старых, наверно, две: одна с блошиного рынка в Италии. Она, очевидно, была куклой-марионеткой – на ногах и руках остались крепления. Она примерно 1940-1950 годов. Вторая – Фарфоровая с клеймом из Венгрии, примерно 1950-1960 годов.

А какой экспонат самый дорогой?
Наталия:
Вот эта избушка-солонка – здесь 300 граммов серебра. Сделали ее на фабрике «Русское серебро», в Верхневолжске, это 600 километров от Москвы. Директор как узнал, что мы с мужем специально за Бабой-Ягой приехали, сделал нам такую скидку! напоил чаем, показал все…

 

Муж поддерживал Ваше увлечение?
Наталия:
Сначала он сказал: «Это твое дело, поэтому финансируешь ты» – и я трудилась изо всех сил. Неделю позанимаешься – на ¾ авторской Бабы-Яги хватит.

 
Авторская баба-яга.
Такая кокетка!
Баба-яга из
позвонка медведя

Но коллекционирование заразительно! И потом муж, когда уезжал в какую-нибудь командировку, стал первым делом искать Бабу-Ягу. Потом звонил мне: «Наташ, я нашел!» Так ко мне стали съезжаться бабки-ёжки со всех уголков России.

 

Как знакомые относятся к Вашей коллекции?
Наталия:
Одна моя приятельница, когда пришла ко мне первый раз, очень как-то скукожилась и говорит: «Сюда надо батюшку и святой водой все полить...» Я говорю: «Но они же все веселые, добрые, ты посмотри!» Я не покупаю те, у которых страшные и неприятные лица. Вообще, это конечно очень здорово – обирать. Вот старший сын меня не понимает, говорит, что я загружаю помещение. Зато в младшем я нашла большого сторонника!

Артем: Мне просто нравится находить, азарт…

Охотничий?
Артем:
Да! Это самое интересное – найти что-то новенькое.

 

Вверху: «Только что из Парижу», – заметили, что она
сделала с Эйфелевой башней?

Внизу: спортивная баба-яга - конструктивизм? кубизм?


Сколько же всего фигурок в коллекции?
Наталия:
Я даже не знаю сколько точно на больше 600 штук. Но все они – добрые. Сначала, конечно, нам попадались обычные, сувенирные, которых много. Потом я стала покупать авторские работы. Потом мне захотелось, чтобы Баба-Яга была в какой-то необычной ситуации. Вот это – первое приобретение, когда их сразу две. Сначала должно было быть три, но я, честно говоря, не осилила – это стоило бы 21 тысячу, у меня столько нет. Так что одну мы отсадили до следующего раза. Знаете, какая она будет? Баба-Яга на воздушном шаре!

Где Вы находите художников?
Наталия:
На выставках. Но, знаете, сейчас куклоделание в России умирает. Мастерицы говорят, что почти не осталось площадок, где можно выставляться. Плюс места очень дорогие: 2 квадратных метра на день стоят около 7 тысяч рублей. А поднимать цену художники не могут – не так много покупателей, к сожалению...

Может быть, все еще поправится. Давайте помечтаем – знаю, Вы хотите открыть музей…
Наталия:
Если б мы могли! Но коммерческий проект нам не осилить. Вот если б нас кто-то взял под крыло, ну есть же люди, у которых полно денег!

Артем: Либо чтоб город выделил нам какое-то пространство...

Наталия: Мы, конечно, не Третьяковская галерея, но разве это не интересно? Мы бы водили экскурсии. В одном зале рассказывали о нашей Бабе-Яге, потом, в другом, развивали бы тему – у нас ведь они со всего мира: из Голландии, из Италии, Испании, из Белоруссии, Польши, Чехии, Болгарии, Германии, Венгрии, с Украины, с Кубы! И все разные – и старые, и молодые, в любых ситуациях и ипостасях. Дети бы фотографировались с большими куклами... И потом, можно было бы ставить мини-спектакли, продавать сувениры – обереги с Бабой-Ягой, какие-нибудь рушники, чашки. Мы могли бы приносить прибыль! А нам бы только возможность разместить коллекцию и пополнять ее... Потому что конечно при пенсии в 15 тысяч в месяц заплатить за авторскую работу 14 тысяч… Не знаю, может, для кого-то это маленькие деньги, но не для меня. А не купить я просто не могу!

Для Вас Баба-Яга так много значит?
Наталия:
Вы знаете, я заметила, что когда про нее говорят что-нибудь плохое, я как-то даже внутренне напрягаюсь. Она стала не то что моей родственницей – родной кровью! Сама от себя не ожидала!

 
Эта дама
явно собралась в отпуск!
А у этой
ведьмовский перекур

Но чем же все-таки русская Баба-Яга отличается от, например, итальянской или кубинской ведьмы?
Наталия:
Понимаете, она все-таки другая – не летает на шабаши на Лысой горе, например. Она конечно с Кощеем дружила, но героям наших сказок, Ивану-царевичу и так далее, все-таки помогала. У меня она ассоциируется скорее с Берегиней, которая возвращает женскую силу, дает мудрость. Она все-таки добрая, хотя и хитрая.

Благодаря Артему и Алине у коллекции есть свой сайт. Смело заходите полюбоваться и поделиться идеями об организации музея.

Comment on this post